Детство.
1 сентября
Эдон. Просыпаюсь рано утром на казенке(это такая лавка вдоль печки). Луч солнца бьет в глаза. В чулане пыхтит самовар. На столе, покрытом само вязанной белой скатертью , в блюдах лежат сваренные вкрутую яйца, дымится белобокая картошка, коричневая кринка с прохладным молоком притягательно потеет своими боками. Но главное чудо - это темно-синее платье с пуговицами, обтянутыми белой тканью и белым воротничком , над которым колдует мама с утюгом. В утюге быстро прогорают угли и мама бегает к тушилке, чтобы добавить новые, красные с серыми боками. Мама молода, энергична. Все делает быстро. Шепотом говорит мне « Вставай, в школу нужно собираться». Какая еще школа!? Тихо посапывает трехлетний братик Саша, возится в зыбке маленькая сестричка. Все спят, а мне в школу. Но я старшая, помощница родителям. Приучена к порядку и подчинению. Подбегаю к умывальнику, шварк-шварк носиком умывальника. Готово. Умылась! И бегом на улицу . А там! 1 сентября! Слышно, как в соседних домах тоже суетятся ребятишки, мои ровесники, и их родители. Юбченку подняла, тра- ля-ля. И бегом в избу. Ноги в таз, мама моет мне ноги. Рядом с тазом стоят новые ботиночки. Жалко испачкать!
Так, туалет закончен. Завтракать. Ой, как вкусно. Засунуть в рот картошку, туда отправить кусочек черного -черного хлеба и все запить неснятым молоком. Начинается главное колдовство: заплетать косы. Волосы у меня длинные, густые. После сна спутались. Мама своей гребенкой пытается разделить их на 2 части, заплетает 2 косы, в которые вплетает блестящие тоненькие ленточки . Я реву от боли. Мама кричит. Сестра проснулась и тоже кричит. Братик сидит на печке и таращит на нас свои глазенки, не понимая, что происходит. Фу! Косы заплетены и даже соединены сзади ленточками с бантиками. Сестра орет, раскачивает зыбку. Мама хватает ее на руки . Мне приходится самой одевать новое синее красивое платье. Так страшно его одевать, боюсь испачкать. Теперь мама с сестренкой на руках бежит в огород, нарезает букет из желтых георгинов. Все, готово. Я пошла в школу. Дорогу знаю. Деревенские ребятишки быстро становятся самостоятельными.
Итак, я в своем синем платье с белыми пуговицами, в белом фартуке, с коричневым портфелем в одной руке, с букетом георгинов в другой - я гордо пошла по своей деревенской улице в 1 класс . Около домов стояли женщины, провожая своих ребятишек в школу. Лаяли собаки. Суетились куры. Солнцем и ребятишками была заполнена вся улица. Все смотрели друг на друга и радовались. На улице был праздник! 1 сентября 1956 года!
Ходили мы в школу так. С ул. Ленина поворачивали на Садовую около дома Грибковых, шли по этой улице и там, где стоит дом Чернышевых, поворачивали направо к фабричному деревянному забору. Он был такой высокий , мрачный, выгоревший под лучами солнца и потемневший от дождей . За ним виднелись огромные скирды льняной пакли для переработки. Гуськом по узкой тропинке ребятишки проходили прямой путь до школы.
И вот она, школа. Как же она выглядела в 1956 году? Рядом стояли 2 здания из бревен такого же цвета, что и забор. В главном здании - 3 классных комнаты, кабинет и квартира директора . В другом размещались вотчины Семина Владимира Васильевича и мальчишек: спорт зал и мастерские. Теперь-то я знаю, что поступила я в 1 класс Табачихинской школы, которую построили крестьяне д. Табачиха в начале 20 века. Эдонские мужики - пожадничали. Вот так и получилось, что не было в Эдоне своей школы. Возможно, по этой причине совсем недавно разрушили школьное здание. Чужое не жалко ломать..Кто были эти варвары, я не знаю. Наверное, счастье получили от уничтожения здания, наполненного детской энергией. Мне не понять их, невежественных, с деревянной душой и сердцем.
Помню свою классную комнату: большое помещение, заполненное тяжелыми коричневыми партами с черным верхом, перед которыми стоял стол учителя. Сзади на стене висела блестящая черная доска В углу около двери находилась белоснежная печка. Обычный школьный интерьер. Ничто не отвлекало учеников от учебы. Напротив печки - огромные окна, через которые струился свет по летнему святящего солнца. А за окнами - березы. Много берез. Высоких, кудрявых, покрытых многочисленной листвой. Деревянная красота! Мы выросли в деревянном царстве: деревянные жилые дома, школа из дерева , заборы. Дерево прочно вошло в нашу жизнь, украшало и согревало ее.
Не помню, кто привел нас, первоклашек в свой кабинет. Но запомнила, как появилась в моей жизни моя 1 учительница Канунова Александра Георгиевна. Она была одета в сиреневое платье, а в руках держала большой портфель с ремнями. «Красивая»- отметила я сразу..
На другой день по дороге в школу я встречаю свою учительницу, идущую в школу вместе с какой-то женщиной. Я говорю: «Здравствуйте, Александра Георгиевна!» Слышу в ответ: «Любочка! Когда идут 2 человека, нужно говорить «Здравствуйте!». Я запомнила на всю жизнь этот 1 урок воспитания. Сельские учителя были всегда хорошо воспитаны и старались передать свою культуру нам, деревенским детям!
Школьная жизнь.
Вот так и началась моя школьная жизнь. Букварь, Ау-Уа! Мама мыла раму! Помните? В тетради в клеточку писали палочки, черточки после таких же палочек и черточек, написанных Александрой Георгиевной красными чернилами в каждой тетради. Шумно сопели носы. Пальцы были деревянными, но мы старались написать так, как написала учительница. Какой же это был тяжелый труд. Уроки чистописания - это особая стихия школьной жизни. Мы создавали свой почерк!
На перемене мы обедали. У меня всегда в портфеле были четвертинка(бутылочка , по объему равная половине объема пол литровой бутылки) с молоком от нашей рыжей любимицы коровы Ночки, 1-2 помидора, кусок черного хлеба. Кому родители давали деньги, те мчались в буфет. 25 копеек стоил стакан киселя и 60 копеек булочка-саечка. Цены были до 1961 года. 5 копеек откладывали на билет в кино, который стоил, кажется, 10 копеек. А на большой перемене Семин В.В. в школьном коридоре показывал кино через школьный кинопроектор. Затаив дыхание под стрекот киноаппарата , мы смотрели наши любимые фильмы: « Садко», «Антарктида». Сидели в полутемном коридоре кто на полу, кто на диване. Места хватало всем. Пингвины , добрые и веселые зайцы, которых обязательно кто-то защищал, мишки косолапые - вот герои в этих фильмах. Вероятно поэтому наше поколение особенное: доброе, порядочное, образованное.
Когда я научилась немного читать, отец записал меня в фабричную библиотеку. Моя первая книжка называлась « Ребята и зверята». Сколько книг из этой библиотеки было прочитано! Ночью, под одеялом с фонариком, летним днем - среди кустов картошки на огороде, где я пряталась от родителей, так как в деревне для девочки всегда находились дела по хозяйству. С тех пор я не представлю своей жизни без чтения книг . А в Рылухах, куда забирал меня дедушка, в деревенском клубе была своя библиотека. Ну, конечно, я была записана и там. Я брала 4-6 книг и читала - читала. Много читала. Дедушка и бабушка, как я сейчас понимаю, поддерживали эту мою страсть к чтению. В 4 классе я прочитала Анну Каренину, "В лесах и На горах" П.И. Мельникова-Печерского и др. толстые книги. Конечно, я много чего не понимала, но я познавала другой мир. И этот мир мне нравился.
Вот так и прошли первые 4 года учебы. Начальную школу я окончила на отлично, получив в награду от школы книгу »Голубая стрела».
Средняя школа(продолжение).
Незаметно пролетели первые 4 года учебы. Наступил 1 сентября 1960 года. Я пошла в 5 класс. В августе мы узнали, что в Степанцево в магазин привезли «балетки»- чемоданчики из картона, обтянутые коричневым кожзаменителем. Девченки на велосипедах «полетели» в Степанцево, боясь, что не достанется. Мне досталось. Заодно купили по 100 тетрадей в клеточку и линеечку поровну. Вся покупка обошлась в 3 рубля. Так что 1 сентября счастливые девочки моего класса пришли в школу с «новомодными балетками», гордые от осознания такой своей исключительности. Удивительно, как такое событие остро и ярко отпечаталось в памяти.
Ну, что же. Продолжим. Тот же кабинет, те же одноклассники. Но другой классный руководитель Егоров Николай Васильевич. Скромный , интеллигентный , сдержанный мужчина средних лет. Все-таки замечательно, когда классный руководитель и учитель – мужчина. Все серьезно, спокойно творила мужская рука в моем классе. Он был учитель арифметики, а потом геометрии. Училась я легко по всем предметам, и по арифметике также. Но… помню в 5 классе была задача на совместную работу про трубы, по которым текла вода в бассейн. Все ученики в школе решали такую задачу. Не получалось мне решить ее. Побежала к Тане Рогожиной, вдвоем пошли к Вале Башкировой. Ну, не можем решить. Было принято совместное решение идти за помощью к Николаю Васильевичу, который жил с семьей на 2 этаже Эдонской амбулатории. Мы с таким страхом и стеснением поднимались по фигурной старинной лестнице к своему учителю. Он нас принял, пригласил в свою квартиру. Там топилась печка. Была зима, холодно. Вчетвером мы сидели перед топящейся печкой и Николай Васильевич объяснял нам метод решения. Но решение нам не давал, поставив задачу решить дома самим. Дома до ночи я решала и решила. 18 действий в решении. Но я ее решила. Получила пятерку. Это была очень драгоценная пятерка, выстраданная. Учитель очень хвалил нас. А у меня, как я сейчас понимаю, стало развиваться аналитическое мышление, появился интерес к математике. Вот что сделал мой дорогой незабвенный учитель. Светлая ему память!!
Вообще, нас в школе хорошо учили. Другая любимая учительница Туранова Галина Гавриловна. Яркая, красивая , холеная женщина выделялась всем среди женщин Эдона. И очень самостоятельная. Она привила мне любовь к русскому языку и литературе. Я до сих пор пишу тексты, помня правила, которые она мне привила. Хорошая учительница. Доброго ей здоровья!
Сорокин Владимир Иванович-учитель истории и географии. Умница, образованный молодой учитель. Запомнились его рассказы о Греции, Египте. В то время не было Интернета, чтобы посмотреть изображения. Но тем не менее он составил у нас представления об этих древних государствах. Проводил с нами после уроков викторины по истории. Как мы рылись по книгам, готовясь к ним. Интересно было!
Сорокина Ольга Михайловна, супруга Владимира Ивановича учитель пения. Красивая молодая женщина с восхитительным голосом. Иногда пела перед жителями Эдона на сцене фабричного клуба . Мягкий, густой тембр голоса завораживал зрителей красотой исполнения песен . Доброго ей здравия!
Семин Владимир Васильевич. Талантливый, одаренный во всем учитель и человек. Сад, виноградник на пришкольном участке - это дело рук его. Сад на личном приусадебном участке - самый лучший в Эдоне. Мастер на все руки.
Вот так можно говорить о всех учителях в нашей школе. С особой благодарность вспоминаю директора школы Зеленову Тамару Ивановну. Это ее заботами была сделана двухэтажная кирпичная пристройка к старому зданию школы. Я представляю сейчас, сколько усилий она приложила, чтобы осуществить это дело. Жаль, что сейчас все заброшено: и старое здание, и новое кирпичное.
|