Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Рождество Христово

Рождество4 Рождество Христово - один из самых  светлых  христианских  праздников. Слово "Рождество" произошло  от  староанглийского  "Cristes  maesse"  (англ. Mass of Christ - Месса Христа).

К 1100 году Рождество стало главным религиозным праздником  в  Европе. Святой Николай считался дарителем подарков во многих европейских странах.

Временное несоответствие празднования Рождества различными церквами  в настоящее время  связано  с  тем,  что  ряд  церквей  (русская,  болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуются Юлианским календарем,  25-е декабря которого соответствует 7-му января григорианского календаря.

В нашей стране григорианский календарь был  введен  в  1918  году,  но русская церковь продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.

На  Руси  Рождество  начали  отмечать  в  Х  веке.  Рождество   всегда отмечалось с особым благоговением.

Рождество3В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели.  Кутью  варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши,  шепталы...  
     
Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-го  на  7 января по новому  стилю,  католическая  -  25  декабря.  Вечер  6  января  - Рождественский  сочельник,  канун,  навечерие  Рождества,  называемый  также коляды. Сочельник, или сочевник, получил название от «сочиво» -  ритуального кушанья,  обязательного  для  этого  вечера,   приготавливаемого   из   сока миндального, макового с медом и каши из красной  пшеницы  или  ячменя,  ржи, гречихи, гороха, чечевицы,  позже  -  риса.  Сочивом  начиналась  трапеза  в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах,  поминках,  с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая  «кутья»,  была  разной  по составу. Так, рождественскую кутью готовили  постной.  Ее  приготавливали  с соком, или молочком маковым, миндальным, ореховым, конопляным с  добавлением меда и измельченных  ядер  грецких,  лещинных  орехов,  миндаля,  растертого мака. На второй день Рождества готовили бабью кашу,  или  бабкину  кутью.
В древности был обычай навещать дом, в котором  появился  новорожденный,  а  в числе  даров  приносить  бабкину  кашу  и  бабкины  пироги.  В  отличие   от рождественской  постной  кутьи  бабкину  готовили  «богатой».  На   поминках подавали постную поминальную кутью - сочиво. Кстати,  ржаную  или  пшеничную соломину, стебель и колос в древности называли сочиво. Отсюда,  возможно,  и название кутьи, так  как  старообрядцы,  например,  готовили  ее  только  из красной пшеницы. Этот обычай сохраняется и по сей день.

В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды  -  в память о звезде вифлеемской. В церквах в  вечерние  часы  шла  торжественная служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу  звезды  дома.  В крестьянских семьях в ожиданий звезды все вместе  читали  вечернюю  молитву, старшие рассказывали  детям  о  рождении  Иисуса  Христа,  о  волхвах,  дары приносящих. Таким образом воспитывалось  в  ребенке  уважение  к  обычаям  и традициям.  Россияне   благоговейно   относились   к   Рождеству   Христову, праздновали его весело,  ярко  и  красиво.  На  улицах  и  площадях  славили Христа. Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам  с
вертепом, звездой (зажженной свечой) и песнопениями  о  рождении  Спасителя. Как правило, к ним присоединялся скрипач.

Рождество1Христославов, колядовалыциков одаривали деньгами, пирогами, колядками, медовыми пряниками. Люди всех сословий принимали  участие  в  славлении.  Не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома  оскорблением для христославов и неуважением традиций.

В колядовании  тесно  переплелись  языческие  и  христианские  мотивы. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу,  дарующим  плодородие и веселье, в колядках воспевались солнце, гроза,  месяц,  звучали  пожелания обильного урожая, счастливого брака и т.  д.  Постепенно  коляды  слились  с Рождеством, наступающим как раз в то  время,  когда  солнце  поворачивает  к весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду,  из  колядок почти  вытеснялись  языческие  символы  и  стали  преобладать  христианские.

Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества  песни, которые называются колядками. Тому,  кто  колядует,  всегда  кинет  в  мешок хозяйка или хозяин, или кто остается дома  колбасу,  или  хлеб,  или  медный грош, чем кто богат. Говорят,  что  был  когда-то  болван  Коляда,  которого принимали за бога, и что будто от того и пошли колядки. Кто  его  знает?  Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип  запретил  было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает  сатане.  Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто  про рождество Христа; а при конце желают  здоровья  хозяину,  хозяйке,  детям  и всему дому.

Множество  разнообразных  народных  примет  и  поверий   связывали   с сочельником; вечернее небо, звезды, погода как  бы  предсказывали  виды  на урожай. К примеру, если небо усыпано звездами – ожидай много грибов  и  ягод в лесу, урожая гороха и богатого приплода  домашнего  скота.  Если  иней  на деревьях - к обильным хлебам, метель  -  пчелы  будут  роиться.  Если  снега возвышаются вдоль дороги – рожь будет буйно колоситься, если же дорога  выше снегов на полях - к неурожаю. Тропинки черны - к урожаю гречихи. В эту  ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со  двора;  кур не кормили - чтобы грядки не копали; пряжу в тугие  клубки  мотали  -  чтобы капуста уродилась.

В южных областях России сохранился  обычай  зажигать  костры  накануне Рождества. Это связано и с Колядой, и с евангельскими пастухами,  гревшимися у костров в рождественскую ночь. А поутру  пастухи,  обходя  дворы  и  дома, «обсевали» овсом избы, поздравляли с праздником  хозяев,  приговаривая:  «По полу теляток, под лавкою ягняток,  на  лавке  ребяток»  -  или:  «Ягнята  за лавочкою, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе».

Едва ли можно  назвать  другие  столь  веселые  празднества,  как  дни Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси.  Рождественская елка, детские праздники с долгожданными подарками; гаданья молодых  девушек, превратившиеся в веселую забаву. Девушки выходили  за  ворота  и  спрашивали имя первого встречного мужчины.  Существовало  поверье,  что  будущий  жених будет иметь такое же имя. Крестьянские девушки  из  поленьев  сооружали  под своей  кроватью  подобие  колодца,  а  укладываясь   спать,   приговаривали: «Суженый, приди по воду». Под подушку клали  гребень,  трижды  приговаривая; «Суженый, ряженый, приди причесать мне голову».

Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады,  карнавалы, ряженые,  песни,  пляски,  хороводы.  Наносили  визиты,  принимали   гостей, устраивали смотрины невест:

Не только в Москве белокаменной, но и по деревням и селениям в  святки устраивались  «свозы»,  невест  –  гостевания   девушек   у   родственников, смотрины, сватовство, помолвки.

 

Рождество в Республике Мордовия

Рождество5 У мордвы до сих пор сильны древние обычаи. Конечно, не в том виде, в котором они были еще 300 лет назад, но все же национальные традиции окончательно не утратили в Мордовии своей основы. В мордовских селах в ночь перед Рождеством ходят колядовать. И молодые, и пожилые люди наряжаются кто во что горазд: в национальные костюмы, новогодние маски, мужчины переодеваются в женщин и наоборот. Отдельные компании ходят по домам, протягивая мешок, запевают: «Вай! Коляда, коляда! Карьхкенязон каяда! Кие каей карьхкенязон, тень шачи цераня» («Ой! Коляда! Коляда! Положите мне подарки! Кто положит, у того родится сын»).

Сельские жители верят, что тем, к кому зашли колядующие, весь год будет сопутствовать удача. Только надо не поскупиться на подарки. Кто в мешок деньги кладет, кто сувениры, игрушки или что- то из еды. Так до полуночи ряженые колядуют, а потом идут в клуб танцевать.

В Рождество не только на улицах сел становится многолюдно и весело. И в городах дети ходят по домам и собирают сладости. Правда, не ночью, а в праздничное утро. «Открывайте сундучки, подавайте пятачки!», - весело выкрикивают ребята с порога.

Старожилы села Левжа Рузаевского района вспоминают, как они в свое время отмечали Рождество. Вечером шестого января все неженатые парни ходили по селу и брали по ведру картошки. Ею они расплачивались за дом, который снимали на восемь дней. «Кштинь куд» - «Рождественский дом». Здесь целую неделю проходили мордовские пляски. Ребята приглашали девушек и вели их в этот дом. Барышни к танцам готовились заранее, обязательно надевали национальный костюм. «Панар» – рубаха, с вышивкой на подоле –«киви», поверх «рыкава» - атласный или шелковый фартук, которыми девушки каждый день менялись друг с другом. Грудь украшали многочисленными бусами – «крганят». На голову повязывали платки, причем делали это пожилые люди. В селе было только две-три бабушки, которые в совершенстве владели искусством правильно завязывать мордовский платок, поэтому к ним выстраивалась очередь.


Оксана РУЗМАНОВА, Известия Мордовии, 03.01.2008

Рождественские традиции в Алтае

Педагог фольклорного коллектива «Песнохорки» Анна Маранина рассказала «Комсомолке» о рождественских традициях на Алтае.

- Колядовать обязательно выходили вечером, когда уже стемнеет, - говорит Анна. - Люди верили, что в это время на землю выходит вся нечесть. Колядующие брали с собой сумку из мешковины, стучались в дома и пели колядки. За это их угощали различными вкусностями, которые они складывали в свой большой мешок. А ближе к ночи откупали у какой-нибудь одинокой жительницы хату, накрывали стол из собранных явств и начинали гулять. Ну гуляли не так, как сейчас принято у современной молодежи. Обязательно были игрища и театрализованные представления. Во время таких вечерок девушки искали себе женихов, а парни — невест.

Алтайские колядки

Коляда, коляда, веселая борода,
Кто не даст пышку, тому свинью за лодыжку.
Кто не даст пирога -
Я коров за рога!
Кто не даст хлеба, мы утащим деда.
Кто не даст копеечку,
Хозяина на шеечку!



Коляда, коляда, пришла коляда накануне Рождества!
Мы ходили, искали коляду, нашли коляду у Петра на дворе,
А Петров-то двор на семи верстах, на восьми столбах.

В середине двора три терема стоят...

Как во первом терему живет хозяюшка в дому.
Как во втором-то терему красно солнышко взошло.
Как во третьем терему часты звездочки взошли, малы детоньки пошли...

Игры алтайских рождественских вечерок

«Беленький». Мужчины накидывали на себя белые простыни так, чтобы было видно только лицо и уши, врывались в дом, где шла гулянка, наводили переполох и убегали.

«Умрун». Какого-нибудь мужика или парня уговаривали играть роль покойника. Он одевался во все белое, ему намазывали лицо мукой, вставляли в рот длинные зубы из брюквы или картошки. Он ложился на скамью или в длинный короб (чтоб страшнее было, даже гроб использовали). Потом проводят «отпевание», девок заставляют целовать покойника. Часто «умруна» носили по избам и спрашивали: не ваш ли покойник? Чтобы театральное действо имело больший успех, «умрун» открывал глаза и начинал всех пугать.

«Колечко». Очень напоминает известную детскую игру «колечко». Но в старину в нее играли девки, желающие узнать выйдут ли они в новом году замуж. Водящий складывает руки лодочкой, пряча колечко между ладонями подходит к каждому по очереди и незаметно передает кому-то колечко. Кому положил – тому и замужем быть.

«Селезень и уточка». Все водят хоровод. В качестве уточки выбирают девушку, селезня – парня. Уточка становится в круг, селезень — за круг. Во время движения хоровода селезень должен поймать уточку, а играющие всячески должны помогать ей убежать от него. Когда же селезень все-таки догонит уточку, то целует ее три раза.

 

 

А вот как начинались Святки в Псковской области

 

Начинались Святки с хождения славельщиков. В ночь на Рождество дети или подростки отправлялись со звездой по домам славить Христа, т.е. петь под окнами рождественские молитвы. Вслед за славелыциками, а иногда и вместо них, обрядовый обход домов совершали колядовщики с пением колядок.

Шествуя по улице деревни, колядовщики подходили к окнам домов и пели:

«Что пришло, притекло к нам
Христово Рождество.
Мы ходили, мы искали Коледошенку,
Мы пошли Коляду
Ко Павлову двору
Там шелкова трава,
булатный тын,
железные ворота,
Посреди двора три терема:
первый - красно солнышко,
второй - звездочки.
Чашку круп или денег сруб.
Нам ни денег, ни полтину,
Одну денежку с копьем,
Оставайся сам с добром».

Хозяева с нетерпением ожидали колядовщиков, заранее приготовив для них хлеб, колбасу, пироги, лепешки, деньги. Одаривание хлебом должно было обеспечить хозяевам пожелание со стороны колядовщиков плодородного года. Все полученные дары колядовщики складывали вмес­те и устраивали общий стол. Обязательность одаривания колядующих обусловливалась также бо­лее поздним представлением о том, что коляду пели в основном нищие или очень бедные люди (особенно это характерно для первой половины XX в).

На Святках устраивали катания с гор - пар­ни катали девушек на санках. Катались также по деревне на лошадях или могли сами впрягаться в сани.

Общераспространенный обычай святочных бесчинств молодежи отличался особым размахом - затягивали на крышу дровни, бороны, плуги, раскидывали поленницу, завязывали тряпка­ми колодцы, закрывали трубу на крыше, могли от­нести в сторону от избы крыльцо. Зная, кто с кем дружит, от дома девушки к дому парня «торкали» прутья от веников, стелили дорожку золой.

На вечёрках разыгрывали и шутейные свадьбы: брали квашню, клали на нее подушку, сажали де­вушку, чесали ей голову гребнем для льна и приво­дили ряженого «жениха» с бородой. Девушка отка­зывалась идти за «бородатого». Тогда приносили серп и «брили» ряженого «жениха»

В Новоржевском районе пугали «светящейся головой»: внутрь пустой тыквы вставляли зажженную свечку

Ряженые ходили в течение всего периода Святок - приходили в дом, плясали, выпрашивали угощение, а нередко пугали хозяев и детей.

Женщины часто рядились в мужчин, мужчины - в женщин. Старались, чтобы их не узнали: лицо за­крывали маской из бумаги либо мазали сажей или свеклой, рисовали усы, приделывали бороды. Из­меняли голос - брали в рот пуговку или копейку, «чтобы язык был шепелятый» или молчали.

Одевались «всяким манером»: надевали решето на голову, подвязывали его - получалось, как боль­шая голова в шляпе. Ряженые приходили и на молодежные гулянья («вечера»), где также плясали, шутили или пугали, разыгрывали сцены.

Широко распространены были разнообразные зооморфные маски: «медведь», «волк», «корова», «конь», «гусак», «петух», «куран» (индюк), «жоров» (журавль). Чаще всего для ряженья использовали выверну­тые шубы - «хохлатые» (лохматые). «Медведя» в вывернутой шубе привозили лежащим на санях.

Распространенной была забава с ряженым «по­койником». На святочные вечера приносили «по­койника», причитали по нему в шутку, ряженый «попом» его «отпевал», девушек подводили «про­щаться».

В Святки не работали, собирались на вечера и сказывали сказки. Нередко под «сказка­ми», «былинами», «баснями» подразумевали раз­личные истории из жизни, рассказы о войне. Знато­ками сказок были, в основном, мужчины.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz