Меню сайта |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
|
Старообрядчество. Староверы.
Картина Боярыня Морозова. Художник Суриков. Картина Боярыня Морозова навеяна чисто
русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени
церковного раскола. Суриков изобразил печальный, но непобедимый образ главной
героини полотна Боярыни Морозовой .В самом композиционном центре
картины она богато одета в шубу из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы
на верную погибель, закованную в кандалы. Ее руки повязаны цепью. С поднятой
рукой вверх выкрикивает толпе народа прощальные слова. Она фанатично предана
своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст. Народ в
большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию также как
свою. В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не
сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела
значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры
готовая на погибель.
Биография Боярыни Морозовой
Боярыня Морозова родилась в Москве
21 мая 1632 года. Она дочь окольничего Соковнина Прокопия Фёдоровича,
являвшийся родственником Марии Ильиничны 1-й жены царя Алексея Михайловича.
Фамилия Морозова унаследованная от замужества с Морозовым Глебом Ивановичем
происходившим из знатного по тем временам рода Морозовых, которые являлись
ближайшими родственниками царской семьи Романовых. После смерти брата Бориса
Ивановича Морозова а в последствии и Глеба Ивановича все наследство переходит
малолетнему сыну Ивану. За малолетством сына всем этим состоянием управляла
сама Феодосия Морозова, в ее власти было 8 тысяч крестьян, только домашних
слуг в доме было триста человек. По тем временам у нее имелось имение усадьба
отличавшаяся великим роскошеством по образцу богатых заграничных усадеб.
Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек.
Богатое наследие, жизнь со вкусом, казалось бы ничего плохого не должно было
происходить в ее биографии боярской жизни.
Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского
старообрядчества. В ее доме часто собирались различные староверы, гонимые
царской властью царя Алексея Михайловича, чтобы помолиться у старых
старообрядческих икон по древнерусским обрядам. Боярыня Морозова очень тесно
контактировала с протопопом Аввакумом одним из идеологов старообрядчества,
благосклонно относилась к юродивым и нищим, которые часто находили в ее доме
тепло и приют. Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась
старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно
не красило ее в лице сторонников старой веры. В последствии всего этого она
тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем
самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Отказалась от
приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни,
несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена
к царю и имела статус верховной боярыни. Такое поведение Феодоры
соответственно не нравилось царю. Царь много раз пытался подействовать на нее
с помощью родственников, посылал боярина Троекурова уговорить ее принять
новую веру, но все было тщетно. Чтобы наказать боярыню за подобные грехи,
царю мешало высокое боярское положение Морозовой, да и царица Мария Ильинична
также сдерживала царя от наказания строптивой боярыни. Тем не менее царь
Алексей Михайлович исчерпав все свое царское терпение, послал к Морозовой архимандрита
Чудового монастыря Иакима на пару с думным дьячком Иларионом Ивановым. От
ненависти к этим гостям и новой вере сестры Феодосия княгиня Урусова в знак
несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы. После всего этого
позорного действия по мнению архимандрита их заковали в кандалы, правда пока
оставили сестер под домашним арестом. Даже после, когда ее увезли для
допросов в Чудов монастырь а потом в Псково-печерский монастырь она так и не
сдалась, все ее боярское имение, собственность боярыни перешло в царскую
казну, все время заточения она поддерживала отношения со старообрядческими
сподвижниками, которые ей помогали и сочувствовали, приносили ей пищу и вещи
и даже один старообрядческий священник тайно причастил ее. По ее душу просил
и умолял царя смилостивится сам Патриарх Питирим, на что царь посоветовал
главному священнику самому удостоверится в ее сумасбродности. На допросе у
Питирима Боярыня Морозова также не захотела стоять на своих ногах перед
патриархом провисев на руках у стрельцов. В 1674 году на Ямском дворе пытками
на дыбе истязали двух сестер Морозовых и старо-обрядчицу Марию Данилову
надеясь переубедить их. Никакие убеждения не помогли и их уже собирались
сжечь на костре, но этому помешало сбыться сестра царя Ирина Михайловна и возмущенное
боярство. Решение царя было такое: 14 человек слуг, которые остались также со
старой верой заживо сожгли в срубе, Морозовых Феодосию с сестрой княгиней
Урусовой сослать в Боровск Пафнутьево-Боровской монастырь, где их посадили в
земляную тюрьму. От полного истощения и тюремных мук сестры Морозовы
скончались с разницей в несколько месяцев в 1675 году
|
Старообря́дчество, староверие, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-хпатриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905[1][2] в Российской империи официально именовались «раскольниками». В XX векеМосковской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года
об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого
Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и
на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко
не бывшие»[3].
Таким образом, Поместный Собор засвидетельствовал старые русские обряды
как спасительные, порицательные выражения о старых обрядах были
отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены,
«яко не бывшие». позиция
Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного
(евхаристического) общения старообрядцев с канонически признанными поместными Православными Церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской Патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица)[4][5]; большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев)
полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в
молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён. Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают
понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их
мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века). Крупнейшее старообрядческое объединение в современной РФ — Русская Православная Старообрядческая Церковь — относится к поповцам.
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
« Ноябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Архив записей |
|
|
|